Карабас
На выявление лидеров.
Все сидят. Ведущий
показывает определенное количество пальцев на вытянутой руке. Не договариваясь,
должно встать со стульев столько же человек, сколько пальцев было показано.
Ребята, стремящиеся к
лидерству, будут вставать чаще.
Цель:
сплочение группы, выявление лидера.
Индикатор
Время: 5-10 мин.
Количество участников:
от 8 до 20.
Возраст: от 13 лет.
Место проведения:
просторное помещение.
Ведущий: "У вас
есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по
стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же".
Потом отнимаем голос.
Потом - жесты. Потом - мимику и многозначительные взгляды.
Внимательное
наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто
подчиняется.
Делай раз, делай два
Игроки стоят за
стульями.
По команде ведущего: «Делай раз», - все должны одновременно поднять стулья.
По команде: «Делай два», - все играющие должны оббежать стулья и сесть на них.
Все действия должны выполняться одновременно. Игра способствует выявлению
лидера – организатора, именно он должен догадаться первым подать команду
опустить стулья в первом случае, и сесть – во втором.
Верёвочка
Цель: сплочение
группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников:
от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения:
любое.
Материалы: веревка
длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо
(длина веревки зависит от количества участвующих).
Участники встают в
круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: "Сейчас
всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку,
построить треугольник”.
Сначала возникает
пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает
какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по
порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры
показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжить,
усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник,
ромб.
Карета.
Вожатый предлагает
ребятам построить карету, состоящую из стен кареты, тройки лошадей, крыши,
колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания
3-5 минут. Интерпретация:
§
Кучер — на данный момент главный лидер — организатор в отряде.
§
Стены и крыша — те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.
§
Колеса, телега, лошади — те, на ком все стремятся "ехать" и кто
способен везти, т.е. лидеры меньшего ранга.
§
Жеребенок — "выпавший", но с претензиями на лидерство.
§
Пассажиры — основная масса.
По окончанию игры
необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на
какое место они претендуют.
Калейдоскоп.
Вот ещё один вариант
выделения лидеров, состоящей из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две
равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название.
Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я
скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и
точнее выполнит задание». Таким образом вы создадите дух соревнования, который
является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание.
Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того чтобы выполнить
это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти
функции берёт на себя человек, стремящийся стремящихся к лидерству. Второе
задание. Здесь необходимо, чтобы, ни о чём не договариваться, быстро встало
полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры
«Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас
все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь,
нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан,
штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?! Обычно, функций организатора
опять же берёт на себя лидер, но лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно
объяснить его желанием переложить ответственность командира на плечи кого-нибудь
другого.
Фотография на память.
Всем предлагается
разместиться как для снятия на памятную фотографию. Роль фотографа выполняют
вожатые. Лидеры тут же проявятся, начав выстраивать всех перед фотографом.
Подыграйте ребятам и увидите кто есть кто.
Кто быстрее или
"Я + Ты = Мы"
Материал: ---.
Оборудование: ---.
Продолжительность
игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое
количество игроков: 20 человек.
Участвуют 2
команды. По хлопку ведущего (кто быстрее) должны построиться
по:
1. цвету волос (от
светлого к темному),
2. по размерам
обуви (от меньшего к большему),
3. алфавиту первых
букв имен;
4. длине волос,
5. возрасту,
6. цвету глаз.
"Проводник"
Материал: ---.
Оборудование: ----.
Продолжительность
игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое
количество игроков: 10- 20 человек.
Ребята
выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив
руки на плечи.
Вожатый объясняет правила:
1. Запрет на
разговоры.
2. У всех, кроме
стоящего последним, закрыты глаза.
3. Последний -
машинист поезда.
4. Хлопок по левому
(правому ) плечу - поворот влево (вправо ).
5. Хлопок по обоим
плечам - вперед.
6. Хлопок по обоим
плечам двойной - назад.
7. Хлопок по обоим
плечам дробью - стоп.
Задача машиниста -
провести паровозик несколько поворотов. После чего
последний
становиться - впереди всех и повторяют. По умению управлять
судят о лидерах.
"Скала"
Материал: ---.
Оборудование:
стулья.
Продолжительность
игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое
количество игроков: 20 человек.
Отряд выстраивается
на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к
другу.
Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному
человеку поменяться
местами. То есть - номер 1 становится последним,
аккуратно переходя
и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее.
Передвигать стулья
и спрыгивать на пол запрещается. Если кто - то не
удерживается, то
все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для
всех, кроме
человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого
человека вожатый
выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят -
лидеров.
Другая
разновидность этой игры - координатору предлагается построить отряд
по росту, по цвету
носков, по размеру ботинков, длине волос и так далее.
"Сделай шаг вперед"
Материал: ---.
Оборудование: ---.
Продолжительность
игры: 7 -10 минут.
Предполагаемое
количество игроков: 20 человек.
Ребята становятся в
круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но
только 15 человек.
Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры -
организаторы и
эмоционалы сразу хорошо выявляются.
"Положи руку"
Материал: ---.
Оборудование:
стулья.
Продолжительность
игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое
количество игроков: 20 человек.
Ребятам
предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому
человеку в семейке,
который им более всего симпатичен (душа семейки), а
левую на плечо том,
кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый
определяет, кто
есть кто подсчетом рук.
Как правило, не
бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в
конце
организационного периода.
День рождения
Цель: выявление лидеров,
определение структуры межличностных отношений в отряде.
Содержание:
Вожатый предлагает каждому из ребят подумать, и пригласить на свой
импровизированный День рождения не больше 3-х гостей из отряда. Три четыре
человека, набравшие наибольшее число голосов, становятся основными
«именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры. Ведущий предлагает
каждому выбрать того именинника, к которому он желает пойти на День рождения.
При этом уточняется, что если кто-то не пожелает пойти в гости ни к кому из
именинников, он имеет на это право.
Создаются разные по количеству микро группы. Им предлагаются для выполнения
любые творческие задания.
Например: Провести с другими группами игру, которую ребята могли бы
провести на дне рождения у своих друзей.
"Пчелка"
Материал: мел.
Оборудование: ----.
Продолжительность
игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое
количество игроков: 20 человек.
Чертится круг. Дети
становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть
глаза, жужжать и
двигаться в любом направлении. Затем дается команда
"Стоп!" и
все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или
ближе к центру
круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто
стоит по линии
круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть
и могут не быть
лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за
кругом, не стремятся
быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга,
одинокие люди.
"Счет"
Материал: ---.
Оборудование: ----.
Продолжительность
игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое
количество игроков: 20 человек.
Всем игрокам
прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям
построиться по
порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот,
кто руководит
построением, обладает чертами лидера.
|